14. "ИНАЯ КУЛЬТУРА, РАСА, ВЕРА"

24 апреля 1966 г.

   «Сегодня прогулка на кладбище не удалась. Там было несколько женщин, поэтому я не хотел, чтобы они интересовались странным незнакомцем. Помолился Ангел Господний издалека. Зато побывал на казахском кладбище. Мусульманское кладбище видел уже не раз. В Бахчисарае видел могильники ханов с каменным тюрбаном на надгробии.

В Кахастане я тоже видел уже не одно. Но эта экзотика всегда привлекает. В Актюбинске и Брантыре места упопокоения магометян граничат с нашим кладбищем. Тут кладбище местных жителей находится в каких-нибудь двух километрах. Вдали за водой виднеется какой-то таинственный овраг. Характерные зубчатые чырехугольники из черного самария на углах смотрятся сурово и угрюмо. Не хватает блестящих небольших башен, даже с такого расстояния бросающихся в глаза – словно лес из шатров; при этом высокие, с блестящим наконечником надгробия подобны друг другу и тоже покрытые рядами точек и тире, образующими старинные надписи. Глядя на них, человек осознает, где он находится. Иная культура, раса, вера. На четырех углах, на надгробиях – полумесяцы. На некоторых таблицах месяц обнимает звезду – это уже совсем современное и актуальное во времена полетов и спутников. Очевидно, тут это имеет другое значение.

  Вот совсем свежая могила, покрытая платками, еще без месяца и звезд. Надпись на казахском, но знаю, о чем речь. Ученик 10 класса замучен в районе и брошен в яму. Ну, что же! И такое иногда бывает.

  Еще раз смотрю на таинственные надписи и полумесяцы. Боже мой! А ведь тех же последователей Магомета Франциск хотел обращать, ступая по горящим углям. Петр, Даниил и другие шли, как одержимые, провозглашать Христа сарацинам, а потом – пытки и виселицы. А здесь человек встречается с ними непосредственно и молчит.

  Вот бы выучить их напевный язык, а потом где-то на зеленом лоне степи присесть возле черного пастуха с козлиной бородкой и говорить им, говорить о незнакомых, но прекрасных вещах, как миссионеры где-то под Эквадором или в Занзибаре. Наверное, у них есть свой мулла, который прячет их в самарийских могилах и читает Коран. Может быть, иногда они отправляются в Акмолинск, как в Мекку, где над мечетью маленький минарет, возможно, даже с муэдзином (Ред.- служитель при мечети, зазывающий верующих в определенное время на молитву). А наша многотысячная община, объединенная с полумиллиардом католиков во всем мире, скрывается, словно крот, и служит ночные вигилии, словно в катакомбах.

  Вспоминаю, что именно сегодня день памяти св. Фиделиса: мученика, покровителя распространения веры. Молимся: Боже, за заслуги св. Фиделиса, пылающего серафическим огнем… утверди нас в вере и любви, чтобы мы до смерти были верными – fideles ( о. Серафим обыгрывает имя святого, означающее на латыни "верный")".

   (Отрывки из дневника  "Strzępy" о. Серафима Кашубы OFM Cap) 

 

Письмо о. Серафима кашубы Генеральному Прокурору СССР
Письмо о. Серафима кашубы Генеральному Прокурору СССР

 

   Находясь недалеко от мусульманского кладбища, о. Серафим корит себя за то, что не так усердно, как св.Франциск, он провозглашает среди жителей совхоза, большинсво из которых – мусульмане. 800 лет тому назад Основатель его Ордена отправился в Святую Землю, чтобы возвещать там Благую Весть. В 1219 году между крестоносцами и мусульманами бушевала война. Двумя столетиями ранее войско султана сравняло с землей гроб Христов. Армии сошлись друг с другом в дельте реки Нил, на египетской равнине Дамьетта.

  Султан аль-Камиль обнародовал декрет, который обещал внушительную награду в виде золота каждому, кто принесет голову христианина. Несмотря на это, крестоносцы, во главе которых находился папский легат Пелагий, пытались укрепить свои позиции, построив порт в Думьетте, что дало бы возможность захватить Египет.

Именно в таких обстоятельствах святой Франциск решает вместе со своим товарищем братом Иллюминатом идти провозглашать Евангелие среди мусульман. Уже дважды Беднячок порывался идти в Святую Землю, чтобы провозглашать науку Христа, но безуспешно.

  В конце концов, сарацины схватили Франциска, который пытался перейти линию боя. Он попросил о встрече с султаном и получил согласие. Святой стремился встретиться с аль-Камилем, чтобы свидетельствовать ему об Иисусе. И вот, наконец, это знакомство состоялось. В жизнеописании св. Франциска, написанном св. Бонавентурой, находим упоминание о том, что "султан, видя его энтузиазм и отвагу, слушал его с интересом и уговаривал его остаться на более длительное время".

  Беднячок из Ассизи с таким пылом делился своим опытом встречи с Христом, что был готов без колебаний войти в огонь, чтобы убедить султана в правдивости слов Святого Евангелия. Вместе с Франциском то же испытание должен был пройти также один из магометан. Это испытание огнем заключалось в том, что нужно было пройти босиком по раскаленным углям. Правда должна была быть на стороне того, кто сумел выйти из огня без каких-либо телесных повреждений. Франциск был убежден, что Бог сотворит чудо, и он, как библейский Даниил, не сгорит в пламени. Однако султан не согласился на такое состязание.     

   

Святой Франциск перед султаном
Святой Франциск перед султаном
Святой Фиделис
Святой Фиделис

 

   О. Серафим укоряет себя в том, что не может отважиться провозглашать Иисуса, просто присев возле какого-нибудь пастуха или подойдя к другим мусульманам и поговорив с ними. Он не знает их языка, но и это не оправдание для него.

События, которые о. Серафим записывает в своем дневнике, происходят 24 апреля. В этот день Церковь вспоминает св. Фиделиса, которого Святейший Отец провозгласил покровителем Конгрегации евангелизации народов. Этого капуцина в ХVII ст. замучили в Швейцарии за то, что он, рискуя своей жизнью, не промолчал, а отважно провозглашал Христово Евангелие протестантам. Именно день памяти св. Фиделиса о. Серафим отмечал во время Божьей Службы… В своей молитве Слуга Божий просит о благодати неколебимости в вере до конца жизни и про усердие в евангелизации, которые проявились в жизни св. Франциска и св. Фиделиса.

  "Наша многотысячная община, соединенная с полумиллиардом католиков во всем мире, скрывается, словно крот, и служит ночные вигилии, словно в катакомбах". Как же больно о. Серафиму от этой несправедливости, которая постигла католиков в Советском Союзе. Переполненные эмоциями горькие слова, написанные с болью на страницах дневника, не изменят ничего в существующих условиях. Однако, о. Серафим не собирается сидеть сложа руки. Он пишет письма Генеральному Прокурору СССР, чтобы высказать свою позицию относительно этой несправедливости. Так, как раннехристианская Церковь во времена преследований римскими императорами собиралась в подземных кладбищах (катакомбах), так и теперь, тайно скрываясь от глаз власти и посторонних, она собирается, но собирается, преодолевая страх перед страданиями, тюрьмами, смертью. Церковь, отважная силой Воскресшего, победившего смерть и укрепляющего ее постоянно словами: «Не бойтесь», как и отец Серафим, живет надеждой. Слуга Божий чувствует в своем сердце силу этих слов. Он отдается этой силе и, даже  прибитый к земле несправедливым приговором, снова поднимает голову. Он не раб, хотя на его руках кандалы ссылки. Он сын – настоящий сын Божий.  

 (Размышления и комментарий - брат Казимир Гузик OFM Cap)


МОЛИТВА ПО ХОДАТАЙСТВУ ДОСТОЧТИМОГО СЛУГИ БОЖЬЕГО СЕРАФИМА КАШУБЫ

 

Боже, Ты одарил Своего Слугу Божьего Серафима достоинством Христова священства,

и благодаря благодати призвания к Ордену Братьев Меньших Капуцинов

позволил ему посвятить все свои силы на Твою славу,

для Твоего Царства и ради спасения человека.

Соделай милостиво так, чтобы мы по его примеру

постоянно совершенствовались в действенной любви к Тебе и Твоей Церкви.

Будь прославлен, Господи, в Твоем Слуге Серафиме, в его жизни и поступках, 

позволь мне утешится его святым заступничеством,

и удели благодать, в которой нуждаюсь……..

 Тебе, Боже, в Троице Единому, честь и слава на веки веков. Аминь.

 

(Отче наш. Радуйся, Мария. Слава Отцу.)

Сайт Кустодии Отдена Братьев Меньших Капуцинов

в Украине и России

http://kap.org.ua/ 

бул. Перова, 1 Б, Киев, 02125, Украина

e-mail: ofmcap.ua@gmail.com