23 апреля 1966 г.
«Добрый Пастырь привел ко мне три новых овечки. Одна даже очень заблудилась – из самой Польши – в немецкой семье – не может научить детей молиться «Отче Наш», «Радуйся, Мария», «Слава Отцу». Я читал им эти сладостные слова, которые задают тон завтрашнему воскресению, но сегодня изменены по причине св. Войтеха: «Я – Добрый Пастырь». Вот я, недостойный Его слуга, пришел к вам, рассеянным, готовый, как Он, отдать жизнь за овец. Нет, этого я не сказал, чувствую, это было бы дерзостью – может, даже лицемерием. Ты на самом деле готов?
Сегодня на нашем алтарике св. Георгий – рыцарь на белом коне копьем убивает дракона. Так он выступил против Диоклетиана вследствие его жестокости, за это после мучительніх страданий ему отсекли голову.
А рядом с ним, только в мыслях – поскольку нет иконы – и бесстрашный «Рыцарь Христовый», епископ, монах, мученик – Адальберт-Войцех. Он всегда был готов и он отдал свою жизнь, когда пришло время, чтобы мученической кровью оплодотворить языческую землю. А ты? Когда в то памятное воскресение остановилась передо мной машина и любезный начальник пригласил меня вовнутрь, я подумал: свершилось, и я был спокоен, как будто это было обычное путешествие по городу в немного непривычном обществе. Но была ли это готовность на все?
Мне постоянно говорили: освободим, и я этим жил со дня на день – мне это даже помагало переносить тяжести чрезвычайного поста и отсутствия сна. Кода же все оказалось тщетным и был зачитан приговор, которого я не слышал, даже тогда еще теплилась какая-то надежда.
Внезапно отдают отобранные вещи – в душе оживает робкое «Te Deum», и вот насмешливый голос: пойдешь в тюрьму и в ссылку. Не взбунтовался ли я тогда на каное-то мгновение: почему? за что? Однако это еще не пытки, не каторга и не муки. А сейчас так сладко и спокойно чувствовать себя овечкой в руках Пастыря»
(Отрывки из дневника «Strzępy» о. Серафима Кашубы OFM Cap)
В предыдущих заметках своего Дневника отец Серафим мечтал о присутствии хотя бы одного соотечественника в день празднования особенной для поляков даты – 1000-летия крещения Польши. Он мучительно желал разделить с кем-нибудь родным по духу радость эпохального события в жизни своей Родины.
Фактически на следующий день после этой записи к о. Серафиму приезжает три человека. Среди них была женщина польской национальности. Наверное, эта полька вышла замуж за гражданина Советского Союза и переехала в Казахстан. А может быть, ее муж был немецкого происхождения и имел родственников в месте ссылки отца Серафима, где проживало несколько немецких семейств. Неизвестно, каким образом эта женщина очутилась в отдаленном Арыкты. Но для Слуги Божьего это был очередной знак надежды и подтверждение опеки и доброй руки Бога над ним. Он знает, что Господь с ним, если исполняются, да еще и сразу, даже такие тайные мечты, как эта.
Изгнанный священник, как добрый пастырь, сразу же отмечает отсутствие в жизни этой женщины опыта обучать своих детей основным молитвам верующих католиков. Наверное, ему доставляет боль это равнодушие в обстоятельствах, когда вокруг отрицают существование Бога. Ведь единственным, правдивым храмом на тот момент оставалось лишь пространство духовного храма, очерченного стенами отцовского дома, где сохранялась вера в Христа. Нельзя допустить, чтобы этот храм был разрушен, особенно собственными – родительскими руками.
Отец Серафим размышляет над литургическими чтениями про Иисуса Доброго Пастыря. В этот день, 23 апреля, Церковь вспоминает также жизнь и мученическую смерть святых Войцеха и Георгия. Святой мученик Войцех, который всегда был готов оросить языческую землю своей кровью, проливаемой во имя провозглашения Евангелия, особенным образом занимает мысли нашего ссыльного. О. Серафим и дальше исследует свое сердце, готов ли он согласиться не только на тюрьму или ссылку, но и на смерть. Слуга Божий остерегается сравнивать свою судьбу с судьбой этого святого мученика и искренне признает, что, долино быть, он еще не готов отдать свою жизнь за овец.
Строки Дневника переносят нас к моменту ареста Кашубы в Кустанае, который состоялся 6 марта 1966 года. В памяти отца Серафима одна за другой проносятся минуты того незабываемого воскресенья. В тот день с самого утра его приветствовало солнце. Еще несколько десятков километров – и он встретится со своими в Красноармейске. Наверное, как любой священник, Слуга Божий предвкушал радость Литургии, которую он вскоре будет служить. Вероятно, несколько верных душ уже ждут Иисуса в Доме Марии Майхер… И тут – неожиданная встреча. Странствующий апостол подробно рассказывает о начальнике милиции, который «культурно» арестовал его прямо на улице и привез в отделение, уверяя, что все непременно быстро выяснится, и тогда – на свободу. Отец Серафим укоряет себя в том, что в момент, когда прозвучал приговор – «тюрьма и ссылка» , в глубине души он возмутился на такую несправедливость. Значит, он еще не готов, как святые Войцех или Георгий.
Интересный ход мыслей о. Серафима раскрывает его внутренние переживания. Глубоко в сердце он старался быть готовым к смерти, на случай, если бы Господь так распорядился и надо было выстоять в борьбе за верность Иисусу. Многие из его друзей и знакомых священников разделили судьбу мучеников, приняв смерть из рук советской службы безопасности. Но на самом ли деле он может мужественно отдать все, что ему принадлежит, включая жизнь?
Спокойствие и мир его душе может дать только Иисус, на руках которого он ощущает себя агнцем, слышащим биение сердца своего Пастыря. Наверное, не однократно в глубине его души звучала молитва надежды: «В Нем моя сила и из Его Сердца моя любовь. Для того чтобы самому стать добрым пастырем, мне надо покоиться на Его Сердце, слышать его биение и чувствовать теплоту Его объятий. Только тогда с Иисусом будет всё возможно».
(Размышления и комментарии – брат Казимир Гузик OFM Cap)
МОЛИТВА ПО ХОДАТАЙСТВУ ДОСТОЧТИМОГО СЛУГИ БОЖЬЕГО СЕРАФИМА КАШУБЫ
Боже, Ты одарил Своего Слугу Божьего Серафима достоинством Христова священства,
и благодаря благодати призвания к Ордену Братьев Меньших Капуцинов
позволил ему посвятить все свои силы на Твою славу,
для Твоего Царства и ради спасения человека.
Соделай милостиво так, чтобы мы по его примеру
постоянно совершенствовались в действенной любви к Тебе и Твоей Церкви.
Будь прославлен, Господи, в Твоем Слуге Серафиме, в его жизни и поступках,
позволь мне утешится его святым заступничеством,
и удели благодать, в которой нуждаюсь……..
Тебе, Боже, в Троице Единому, честь и слава на веки веков. Аминь.
(Отче наш. Радуйся, Мария. Слава Отцу.)