9. ПРОВОДЫ В РОВНО


О. Серафим Кашуба читает молебен об умершем, г. Ровно

19.04.1966

  «Тем временем в Арыкты все больше интересуются новым обитателем. Говорят, местный учитель остерегал от какого-то баптиста, появившегося для агитации, а сегодня в магазине продавщица неожиданно меня спросила: «Вы пойдете на кладбище, сегодня же православные проводы?» Ах, так! Я даже не удивился тому, что к незнакомому человеку  она обращается со странным – будь что будет! – вопросом.

Проводы! Сколько струн звучит в душе, сколько образов  проносится в памяти, когда иду в указанном направлении! 

  В Ровно торжество проводов происходило обычно в понедельник. Утром – поминальная служба в храме, вечером – процессия на кладбище. Вот трепещутся черные крылья  хоругвей – а посредине крест. Длинная шествие проходит по главной аллее, потом останавливается где-то на перекрестке. Антоний стелит черный плащ, ставит свечи – молимся о священниках. Их несколько на кладбище: недалеко от ворот Уроду, потом где-то в центре аллеи – не помню фамилию, в конце белый надгробный камень с краткой надписью: «Ks. Luzar». Это на отдаленных окраинах Отчизны  почил священник, героической смертью спасший жизнь сотням изгнанников во время бомбардировки. По традиции, молимся о родителях  на могиле матери ксендза-каноника Сиревича. Потом опять по кругу. И всем-всем – вечный покой. Падает на могилки святая роса, возносится дым кадила.  «Ты искал меня, изнемогший».  Я тоже истощен, но ничего. Надо бы еще походить по могилам, над которыми еще плачут. Вот Петр Тат(…), нашевший на новом мотоцикле свою смерть; вот девочка, цветок, едва распустившийся, недавно похоронена; старенькая женщина, набожная, со скорбной  надписью  на кресте. Невозможно пройти мимо могилы Коханских. Коханская – дочь и сестра, которая молилась об упокое для усопших – сегодня уже среди них.

   Уже поздно вечером, при свете лампад, приходим к Ханечке. Бледно улыбается нам, как и при жизни, лежа на мученическом ложе. Кто-то в полголоса  читает  позолоченные слова:

 

По покрытой терниями дороге

Шла она, добрая и чистая,

Почила на кресте молодой

Возлюбленная Христа.

 

   Тишина, слышно, как горят свечи и легкое движение ветра. И сразу же спустя мгновение вместе с шумом движущихся веток слышны уже все голоса.

 

Сегодня  сквозь пелену слез

Взираем на Твой светлый образ.

И мысли льнут в потусторонний мир

За тобой  к  Самому Богу.

 

  В последний раз  я был на Ровенском кладбище сам. Осматривал приход и большинство нашел там под свежим или уже увядшим сорняком. Есть тут респектабельные Дедушка с Бабушкой, которые постоянно бранятся, но готовы идти в огонь друг за другом. Чуть дальше возле Ханечки пан Станислав, благороднейший староста, мужественно защищавший Церковь; еще дальше Юзеф, хромой бедняк, оплативший в костеле алтарь своему Покровителю. Есть пани Генералова – ее не называли иначе – новообращенная с мистической душой, которая уже много лет в глубоком единении с Церковью.

Молодые, старшие, дети…

   Возле поляков: армяне, латыши, чехи, русские – все стали родными в общем объятии креста. Мой приход.

Кладбища в Арыкты я не нашел. Вернулся с сильной головной болью.»

 

 (Отрывки из дневника "Strzępy" о. Серафима Кашубы OFM Cap)  

 


О. Серафим с хозяйкой, у которой проживал в г. Ровно, у могилы "Ханечки" (с. анны Динаковской0

 

  Период Пасхи побуждает о. Серафима вспомнить «проводы». К тому же приближается воскресенье поминовения усопших – первое воскресение после Пасхи. Его мысли  переносятся  в Ровно. Слуга Божий подробно описывает традиции, которыми жил его приход до закрытия костела. Особенное внимание в своих воспоминаниях о. Серафим посвящает  умершей в молодом возрасте прихожанке, которую он называет «Ганечка».

   Анна Динаковская (1918-1956), Ганечка, из города Ровно, с юных лет была парализована, при этом она занимала исключительное место в жизни и душепастырских трудах о. Серафима. В то время встречи верных происходили на квартире Ганечки, где она также втайне готовила детей к Первому  Святому Причастию. Она стала тайным секретарем  о. Серафима. Часто  она  отправляла письма от его имени, договаривалась  о встречах с ним, писала письма в Польшу,  его сестре Марии. Дом Ганечки  стал для Слуги Божьего  своеобразным секретным почтовым адресом.  Из надписи на мемориальной доске, установленной на ее гробе, можно понять, что Ганечка сложила обеты посвящения Богу и, будучи Возлюбленной Иисуса, жила для Господа и Церкви. Она умерла в молодом возрасте. Отец Серафим цитирует наизусть стих  с надгробной надписи на памятнике Ганечке, как будто сам был его автором: «По покрытой терниями  дороге…» (Ганечка Динаковская была похоронена на Дубенском кладбище в г.Ровно).

 

(Размышления и комментарий – брат Казимир Гузик OFM Cap) 

 


С. Анна Динаковськая (1918-1956) «Ханечка»


МОЛИТВА ПО ХОДАТАЙСТВУ ДОСТОЧТИМОГО СЛУГИ БОЖЬЕГО СЕРАФИМА КАШУБЫ

 

Боже, Ты одарил Своего Слугу Божьего Серафима достоинством Христова священства,

и благодаря благодати призвания к Ордену Братьев Меньших Капуцинов

позволил ему посвятить все свои силы на Твою славу,

для Твоего Царства и ради спасения человека.

Соделай милостиво так, чтобы мы по его примеру

постоянно совершенствовались в действенной любви к Тебе и Твоей Церкви.

Будь прославлен, Господи, в Твоем Слуге Серафиме, в его жизни и поступках, 

позволь мне утешится его святым заступничеством,

и удели благодать, в которой нуждаюсь……..

 Тебе, Боже, в Троице Единому, честь и слава на веки веков. Аминь.

 

(Отче наш. Радуйся, Мария. Слава Отцу.)

Сайт Кустодии Отдена Братьев Меньших Капуцинов

в Украине и России

http://kap.org.ua/ 

бул. Перова, 1 Б, Киев, 02125, Украина

e-mail: ofmcap.ua@gmail.com