8. ЕВХАРИСТИЧНЫЕ ЖЕНЩИНЫ

О. Серафим с группой верующих
О. Серафим с группой верующих
"Домашний" алтарь с Дарохранительницей
"Домашний" алтарь с Дарохранительницей

19.04.1966 

    «Я еще переживаю вчерашнее прощание. Был ли самолет, и дома ли они сегодня,  или, по крайней мере, у Эммы? Радуюсь, что дал им в путь Лучшего Друга – Иисуса Евхаристического. Так прекрасно трогательно. Когда-то Ты, Иисус, говорил ученикам: «Как Меня послал Отец, так Я посылаю вас», а теперь недостойный слуга посылает Тебя, чтобы Ты шел туда, куда он идти не может. Ничто не прерывается – меняется только форма, так, как должна бы она измениться, если бы я находился в больнице»

   (Отрывки из Дневника "Strzępy" о. Серафима Кашубы OFM Cap)  

   Попрощавшись со своими гостями, отец Серафим беспокоится об их путешествии домой, особенно он волнуется об Иисусе в Святом Причастии, Которого называет «Лучшим Другом». Сестры должны были отвезти Его к своим в Красноармейск и Алма-Ату. Ядвига и Мария из одного города, но Эмма - из далекой Алма-Аты. Сможет ли она купить билет на самолет?

 

(Эмма Ветш, разделившая участь многих причерноморских немцев, пережившая советский террор, немецкую оккупацию, вывоз в Германию, репатриацию и высылку в Сибирь и Казахстан, более 20 лет организовывала собрания молитвенных групп, проводила крещение, венчания в Алма-Ате во времена преследований и гонений Церкви.)

 

  Три сестры, три апостола, три женщины со священнической душой! Верные друзья на апостольских дорогах, в гонениях и трудностях. Таких, как они, о. Серафим встретил очень много. По большому счету, его подпольное служение было возможно благодаря их верным Господу сердцам. В его нищете одинокого монаха это были большие сокровища – помощницы от Господа во имя Божьего Царства.

  Проблема Причащения мирян без священника очень сложна. Священники, по сути, были вынуждены взять на себя огромный риск и ответственность – доверить мирянам Святое Таинство – Тело Христа в Святой Гостии, к которой мог прикасаться только священник, и передать им частицу своих исключительных полномочий, с одной только целью – дать в Евхаристии и в Святом Причастии жизнь Церкви и укрепить в вере ее детей. Благодаря таким верным душам, как Мария, Юзефа и Ємма, о. Серафим, как и прочие священники, пытались утолить жажду Бога в сердцах католиков, рассеянных по необъятным просторам Советского Союза. 

  Несколько примеров уделения Таинства Евхаристии без священника приводит в своем историко-богословском труде о Святом Причастии епископ-помощник Карагандинской Епархии о. Атаназиус Шнайдер. Эти примеры относятся к подпольному самоотверженному служению блаженного священномученика о. Алексия Зарицкого.

  Епископ Шнайдер пишет: «Отец Алексий вернулся в Краснокамск только спустя год. В этот раз он смог отслужить Святую Мессу и причастить верных. А Мария Шнайдер попросила его об одной услуге: «Отче, не могли бы вы оставить мне одну пресуществленную Гостию? Моя мать тяжело больна и хочет принять Святое Причастие перед смертью». Отец Алексий оставил пресуществленную Гостию при одном условии: относиться к ней с величайшим благоговением. Мария Шнайдер обещала исполнить этот уговор. Ее мама  причастилась еще до переезда  семьи в Киргизстан. Мария при этом одела новые белые перчатки и дала больной Святое Причастие пинцетом. Потом она  сожгла конверт, в котором  сохранялась Гостия… 

  Итак, семьи Марии Шнайдер и Пульхерии Кох переехали в Киргизстан. В 1962 году  отец Алексий тайно приехал в город Токмак и отслужил Святую Мессу в домах обеих женщин. Исполненный благодарности к Пульхерии, пожилой женщине, которая помогала ему  бежать во мраке и зимнем холоде с Урала, отец Алексий оставил ей одну  пресуществленную Гостию. При этом он дал ей очень подробные инструкции: «Я оставляю вам пресуществленную Гостию. В течение девяти месяцев  почитайте Святейшее Сердце  Иисуса. Каждую первую пятницу  выставляйте в своем доме Пресвятые Дары, приглашая для поклонения только тех, кому вы можете полностью доверять. Все должно происходить в большой тайне. Когда  пройдет девять месяцев, вы можете причаститься, но делайте это с большим благоговением!»

  Так потом всё и было. Девять месяцев подряд в городе Токмак тайно происходило Евхаристическое поклонение. Среди истинно евхаристических женщин, которые принимали в нем участие, была также Мария Шнайдер. Они стояли на коленях перед маленькой Гостией, всем сердцем желая принять Святое Причастие. Но Гостия была лишь одна, и поэтому отец Алексий решил, что по завершению девяти месяцев только Пульхерия сможет принять Святое Причастие, а другие должны  причащаться духовно. Однако ценность этих духовных причастий была велика, поскольку они даровали евхаристическим женщинам способность передавать своим детям чуть ли не с молоком  матери глубокую веру и большую любовь к Евхаристии.

Следовательно, это были «евхаристические женщины», «женщины  со священнической душой». Это - духовное понятие, которое вместе с тем очень точно передает историческую реальность – процесс оберегания веры в условиях отсутствия церковных структур и подпольного существования Церкви в Советском Союзе.

 

   «Во времена этих смутных лет Церковь в огромном советском царстве была вынуждена жить подпольно. Но самым важным было следующее: Церковь была живой, живой даже внешне, несмотря на отсутствие видимых структур и культовых сооружений, вопреки  существенной нехватки священиков. Церковь была весьма живой, потому что не имела недостатка в Евхаристии – даже если она была лишь изредка доступной для верных, - потому, что ей хватало душ с твердой верой в Евхаристическую тайну, потому что было достаточно женщин, часто матерей и бабушек, со «священнической душой» (о. Атаназиус Шнайдер). 

 

(Размышления и комментарий – брат Казимир Гузик,OFM Cap) 

Примечание:

г. Красноармейск - до 1977 года название г. Тайынша, Северо-Казахская область, Казахстан


МОЛИТВА ПО ХОДАТАЙСТВУ ДОСТОЧТИМОГО СЛУГИ БОЖЬЕГО СЕРАФИМА КАШУБЫ

 

Боже, Ты одарил Своего Слугу Божьего Серафима достоинством Христова священства,

и благодаря благодати призвания к Ордену Братьев Меньших Капуцинов

позволил ему посвятить все свои силы на Твою славу,

для Твоего Царства и ради спасения человека.

Соделай милостиво так, чтобы мы по его примеру

постоянно совершенствовались в действенной любви к Тебе и Твоей Церкви.

Будь прославлен, Господи, в Твоем Слуге Серафиме, в его жизни и поступках, 

позволь мне утешится его святым заступничеством,

и удели благодать, в которой нуждаюсь……..

 Тебе, Боже, в Троице Единому, честь и слава на веки веков. Аминь.

 

(Отче наш. Радуйся, Мария. Слава Отцу.)

Сайт Кустодии Отдена Братьев Меньших Капуцинов

в Украине и России

http://kap.org.ua/ 

бул. Перова, 1 Б, Киев, 02125, Украина

e-mail: ofmcap.ua@gmail.com