19.04.1966
«Я еще переживаю вчерашнее прощание. Был ли самолет, и дома ли они сегодня, или, по крайней мере, у Эммы? Радуюсь, что дал им в путь Лучшего Друга – Иисуса Евхаристического. Так прекрасно трогательно. Когда-то Ты, Иисус, говорил ученикам: «Как Меня послал Отец, так Я посылаю вас», а теперь недостойный слуга посылает Тебя, чтобы Ты шел туда, куда он идти не может. Ничто не прерывается – меняется только форма, так, как должна бы она измениться, если бы я находился в больнице»
(Отрывки из Дневника "Strzępy" о. Серафима Кашубы OFM Cap)
Попрощавшись со своими гостями, отец Серафим беспокоится об их путешествии домой, особенно он волнуется об Иисусе в Святом Причастии, Которого называет «Лучшим Другом». Сестры должны были отвезти Его к своим в Красноармейск и Алма-Ату. Ядвига и Мария из одного города, но Эмма - из далекой Алма-Аты. Сможет ли она купить билет на самолет?
(Эмма Ветш, разделившая участь многих причерноморских немцев, пережившая советский террор, немецкую оккупацию, вывоз в Германию, репатриацию и высылку в Сибирь и Казахстан, более 20 лет организовывала собрания молитвенных групп, проводила крещение, венчания в Алма-Ате во времена преследований и гонений Церкви.)
Три сестры, три апостола, три женщины со священнической душой! Верные друзья на апостольских дорогах, в гонениях и трудностях. Таких, как они, о. Серафим встретил очень много. По большому счету, его подпольное служение было возможно благодаря их верным Господу сердцам. В его нищете одинокого монаха это были большие сокровища – помощницы от Господа во имя Божьего Царства.
Проблема Причащения мирян без священника очень сложна. Священники, по сути, были вынуждены взять на себя огромный риск и ответственность – доверить мирянам Святое Таинство – Тело Христа в Святой Гостии, к которой мог прикасаться только священник, и передать им частицу своих исключительных полномочий, с одной только целью – дать в Евхаристии и в Святом Причастии жизнь Церкви и укрепить в вере ее детей. Благодаря таким верным душам, как Мария, Юзефа и Ємма, о. Серафим, как и прочие священники, пытались утолить жажду Бога в сердцах католиков, рассеянных по необъятным просторам Советского Союза.
Несколько примеров уделения Таинства Евхаристии без священника приводит в своем историко-богословском труде о Святом Причастии епископ-помощник Карагандинской Епархии о. Атаназиус Шнайдер. Эти примеры относятся к подпольному самоотверженному служению блаженного священномученика о. Алексия Зарицкого.
Епископ Шнайдер пишет: «Отец Алексий вернулся в Краснокамск только спустя год. В этот раз он смог отслужить Святую Мессу и причастить верных. А Мария Шнайдер попросила его об одной услуге: «Отче, не могли бы вы оставить мне одну пресуществленную Гостию? Моя мать тяжело больна и хочет принять Святое Причастие перед смертью». Отец Алексий оставил пресуществленную Гостию при одном условии: относиться к ней с величайшим благоговением. Мария Шнайдер обещала исполнить этот уговор. Ее мама причастилась еще до переезда семьи в Киргизстан. Мария при этом одела новые белые перчатки и дала больной Святое Причастие пинцетом. Потом она сожгла конверт, в котором сохранялась Гостия…
Итак, семьи Марии Шнайдер и Пульхерии Кох переехали в Киргизстан. В 1962 году отец Алексий тайно приехал в город Токмак и отслужил Святую Мессу в домах обеих женщин. Исполненный благодарности к Пульхерии, пожилой женщине, которая помогала ему бежать во мраке и зимнем холоде с Урала, отец Алексий оставил ей одну пресуществленную Гостию. При этом он дал ей очень подробные инструкции: «Я оставляю вам пресуществленную Гостию. В течение девяти месяцев почитайте Святейшее Сердце Иисуса. Каждую первую пятницу выставляйте в своем доме Пресвятые Дары, приглашая для поклонения только тех, кому вы можете полностью доверять. Все должно происходить в большой тайне. Когда пройдет девять месяцев, вы можете причаститься, но делайте это с большим благоговением!»
Так потом всё и было. Девять месяцев подряд в городе Токмак тайно происходило Евхаристическое поклонение. Среди истинно евхаристических женщин, которые принимали в нем участие, была также Мария Шнайдер. Они стояли на коленях перед маленькой Гостией, всем сердцем желая принять Святое Причастие. Но Гостия была лишь одна, и поэтому отец Алексий решил, что по завершению девяти месяцев только Пульхерия сможет принять Святое Причастие, а другие должны причащаться духовно. Однако ценность этих духовных причастий была велика, поскольку они даровали евхаристическим женщинам способность передавать своим детям чуть ли не с молоком матери глубокую веру и большую любовь к Евхаристии.
Следовательно, это были «евхаристические женщины», «женщины со священнической душой». Это - духовное понятие, которое вместе с тем очень точно передает историческую реальность – процесс оберегания веры в условиях отсутствия церковных структур и подпольного существования Церкви в Советском Союзе.
«Во времена этих смутных лет Церковь в огромном советском царстве была вынуждена жить подпольно. Но самым важным было следующее: Церковь была живой, живой даже внешне, несмотря на отсутствие видимых структур и культовых сооружений, вопреки существенной нехватки священиков. Церковь была весьма живой, потому что не имела недостатка в Евхаристии – даже если она была лишь изредка доступной для верных, - потому, что ей хватало душ с твердой верой в Евхаристическую тайну, потому что было достаточно женщин, часто матерей и бабушек, со «священнической душой» (о. Атаназиус Шнайдер).
(Размышления и комментарий – брат Казимир Гузик,OFM Cap)
Примечание:
г. Красноармейск - до 1977 года название г. Тайынша, Северо-Казахская область, Казахстан
МОЛИТВА ПО ХОДАТАЙСТВУ ДОСТОЧТИМОГО СЛУГИ БОЖЬЕГО СЕРАФИМА КАШУБЫ
Боже, Ты одарил Своего Слугу Божьего Серафима достоинством Христова священства,
и благодаря благодати призвания к Ордену Братьев Меньших Капуцинов
позволил ему посвятить все свои силы на Твою славу,
для Твоего Царства и ради спасения человека.
Соделай милостиво так, чтобы мы по его примеру
постоянно совершенствовались в действенной любви к Тебе и Твоей Церкви.
Будь прославлен, Господи, в Твоем Слуге Серафиме, в его жизни и поступках,
позволь мне утешится его святым заступничеством,
и удели благодать, в которой нуждаюсь……..
Тебе, Боже, в Троице Единому, честь и слава на веки веков. Аминь.
(Отче наш. Радуйся, Мария. Слава Отцу.)