7. "ТРИ ПАСХАЛЬНЫЕ МАРИИ"

   К отцу Серафиму, в место его изгнания, приехали гости. Это Мария Майхер, Юзефа Бляшко из Красноармейска и Эмма, фамилию которой невозможно установить. Они разыскивали его после ареста. Мария, преданная служению Церкви, часто заботилась о Серафиме, который во время своих странствий чаще всего,  как правило, останавливался в ее квартире. Об аресте Кашубы Мария узнала только несколько недель спустя из письма, которое он написал ей из ссылки. После ареста милиция провела обыск в квартире Марии и забрала все вещи Слуги Божьего. Когда Мария и другие верные поняли, что таинственное исчезновение о. Серафима – это арест, она начала искать его по тюрьмам в Целинограде и Караганде. Но тщетно. Лишь спустя каное-то время выяснились все обстоятельства ареста отца Серафима.  

  Во время поездки в Москву 6 марта 1966 года о. Серафима арестовали на автовокзале в городе Кустанай. Он ехал от имени католиков Казахстана, чтобы ходатайствовать перед уполномоченными чиновниками о разрешении на строительство костела, а для себя – о разрешении на официальное священническое служение верным. Весьма вероятно, что местные чиновники из Казахстана знали о цели поездки о. Серафима . Наверняка они были заинтересованы в том, чтобы никто не мешал им и не передавал в Москву никаких ходатайств или жалоб. Поэтому было сделано ВСЁ, чтобы пресечь «авантюру» священника-бродяги. Это подтверждается фактом, что  судебное расследование состоялось  в ускоренном режиме, а уже  спустя десять  дней после этого отцу Серафиму  вынесли приговор.

  В Советском Союзе  существовало известное с царских времен наказание ссылкой. Ссыльного вывозили в отдаленный, малонаселенный уголок необъятной империи, где он отбывал свое «наказание». Кроме того, он должен был найти для себя жилье и работу. Никто не заботился о том, на какие средства существовал этот человек. Иногда власть предписывала местным чиновникам предоставить ссыльному работу, которая не всегда соответствовала его профессии или здоровью. Ссыльный был обязан по меньшей мере раз в месяц или даже чаще являться в милиции, чтобы там подтвердили, что он дейстривтельно находится  в месте ссылки. Обычно местное население относилось с предубеждением к прибывшим «правонарушителям», иногда  их заранее информировали о том, насколько опасным для советского строя был тот или иной ссыльный, поэтому местным советовали быть осторожными в установлении контактов с ним. В такой ситуации ссыльный не только оказывался в чужом, нелюдимом месте и в тяжелом материальном положении, но, прежде всего, он был обречен на полную изоляцию и одиночество.  Местом изгнания о. Серафима стал совхоз Арыкты.

    (Размышления и комментарий – брат Казимир Гузик OFM Cap)

 



Разливы вод возле с. Арыкты

 

17.04.1966

  «Белое Воскресенье (то есть, следующее после Пасхи воскресение)… Приехали три женщины, как три пасхальные Марии. Самолетом, а потом пешком шли 12 км. Я не достоин такой самоотверженности. Они еле добрались с тюками к Александру. Сегодня утром все вместе мы радовались Подателю Мира, а теперь нет конца обоюдным рассказам. Тем временем на улице моросит дождь и появляется новая грязь. Не представляю, как они смогут вернуться.

 

18.04.1966

  Долго шел дождь, дороги размокли, но нашлась машина в районе, и вот снова я сам. Это был бы приятный сон, если бы не гора привезенных вещей и хаос в голове. Так хорошо чувствовал себя нищим без копейки. А теперь опять всякая всячина, и маммона в моем распоряжении. Пусть будет так, не могу пренебрегать их бескорысной щедростью. Вещи спрятаны в чемодан, а мне нужно упорядочить уже прилично нагроможденный материал.

  А еще Мария приезжала за мной три раза. (Она ждала на вокзале, но о. Серафим так и не приехал, так как был арестован в пути). . Истинная Магдалина! (Отец Серафим вспоминает вторжение милиции в квартиру Марии, у которой он останавливался). В пятницу ко мне пришли с первым визитом, и тогда же она узнала о том, что я в их руках. Забрали молитвенники и больше ничего. В понедельник они (Мария и Юзефа) отправились на поиски в целиноградских казематах. Казимир был в Караганде. Все впустую. Тем временем в моем жилище выломали двери и забрали остальные книги. Бандиты? Нет, просто пять представителей власти (отец Серафим говорит о втором обыске на квартире Марии). Мария пообещала, что не успокоится, пока не найдет.

 

  Вторая поездка (в Целиноград в поисках отца Серафима) также была безрезультатной, но пришло письмо (от о. Серафима уже из Арыкты), и вот выбрались теперь вдвоем с Юзефой. В Акмолинске присоединилась Эмма. Впервые летели самолетом, но так же охотно сели бы и на борт космического корабля. Попрощался с ней со слезами, как истинный брат сестры. Теперь еще крепче затягиваются родственные узы (отец Серафим имеет в виду имена братьев из монастыря, от которых получил через Марию информацию о поддержке): Мечислав, Валентин, Казимир – нет! Брат Людовик, Бенедикт, Антоний, а сестер просто не счесть (Слуга Божий был растроган любовью их сердец). Я хотел написать им на прощание душевное послание в стиле апостола Павла, но смог только сквозь слезы пробормотать: «Пребывайте и возрастайте в любви»

 (Отрывки из дневника   "Strzępy" о. Серафима Кашубы OFM Cap)

 


Автовокзал в г. Костанай, где арестовали о. Серафима Кашубу

При случае он написал письмо сестре, в котором возобновил свою готовность к жертве:

  «Неожиданно я был сослан  в Арыктынский совхоз и останусь здесь на длительное время на работе, не знаю, какой. И к нам, немощным, относятся слова Учителя: «Когда ты моложе был, ходил, куда сам хотел, а когда состаришься, поведут тебя, куда не захочешь». Для св. Петра это означало крест головой вниз, для таких же никчемных слуг, как я, тоже находится маленький крест, чтобы освятить мою недостойную  жертву. Ибо чего бы тогда стоил тут весь труд?»

 

Позже он написал более обстоятельное письмо о. Альбину Янохе, рассказывая братьям о своем новом положении:

  «Дорогий Брате! …Пiсля свята св. Казимира 6 березня мене несподівано затримали, а після різних процедур та перевірок я був засланий на роботи в радгосп. Це тим більш дивно, бо сталось по дорозі до Москви, де мені вдалось врешті добитися якоїсь праці на парафії там чи в Україні. Я хотів представити плачевний стан католиків, яким гірше від інших віросповідань, бо в усьому Казахстані немає жодного священика. І ось тепер я сиджу бездіяльно у безлюдному селі, де мене помістили на довгих п’ять років. Жодної роботи мені не дають, бо маю інвалідність третьої групи, а в легкій роботі перешкоджає слух. Абсолютно ті ж самі перешкоди не давали мені можливості знайти роботу і раніше, чи цe не найкраща причина на осудження за бродяжництво? Певно, в Ватикані такими дрібницями не будуть займатися, але сотні тисяч казахстанських католиків не мають жодної опіки, це все не дрібниця. Якщо зможете ці справи десь згадати, може це буде мати вплив і на мою долю. Не можу жалітися, що мені було погано, принаймні матеріально. Живу у добрих людей, які привезли мені все, що потрібно. Тільки не вистачає книжок, а з дому їх у мене теж забрали».

  «Дорогой Брат!...После праздника св. Казимира 6 марта меня неожиданно задержали, а после различных процедур и проверок я был сослан на работы в совхоз. Это удивительно, потому что случилось по дороге в Москву , где мне наконец удалось добиться какой-нибудь работы в парафии – там или в Украине. Я хотел показать плачевное состояние католиков, которым хуже, чем другим конфессиям, так как во всем Казахстане нет ни одного священника. И вот теперь я сижу пассивно в безлюдной деревне, куда меня віслали на долгих пять лет. Мне не дают никакой работы, так как я инвалид третьей группы, а для легкого труда у меня слабое зрение. Совершенно те же помехи не давали мне возможности найти работу и раньше, что ж, разве это не лучший повод для осуждения за бродяжничество? Наверное, в Ватикане такими мелочами  не будут заниматься, но сотни тысяч казахских католиков не имеют никакой опеки, это вовсе не мелочи. Если сможете вспомнить где-нибудь эту ситуацию, возможно, это повлияет и на мою судьбу. Не могу сетовать, что мне было плохо, по крайней мере, материально, Живу у добрых людей, которые привезли мне все, что нужно. Только не хватает книг, а их у меня тоже отобрали из дому».

 (Отрывки из дневника  "Strzępy" о. Серафима Кашуби OFM Cap)


Примечание:

Даже сегодня спутниковая карта Google не может проложить маршрут от столицы Казахстана г. Астана (Целиноград) к совхозу Арыкты, куда сослали о. Серафима. Действующие дороги – это хаотичные пути в степи, которые стают непроходимыми из-за разлива реки Нури или даже вследствие обычного дождя.

г. Костанай на карте Казахстана
г. Костанай на карте Казахстана

МОЛИТВА ПО ХОДАТАЙСТВУ ДОСТОЧТИМОГО СЛУГИ БОЖЬЕГО СЕРАФИМА КАШУБЫ

 

Боже, Ты одарил Своего Слугу Божьего Серафима достоинством Христова священства,

и благодаря благодати призвания к Ордену Братьев Меньших Капуцинов

позволил ему посвятить все свои силы на Твою славу,

для Твоего Царства и ради спасения человека.

Соделай милостиво так, чтобы мы по его примеру

постоянно совершенствовались в действенной любви к Тебе и Твоей Церкви.

Будь прославлен, Господи, в Твоем Слуге Серафиме, в его жизни и поступках, 

позволь мне утешится его святым заступничеством,

и удели благодать, в которой нуждаюсь……..

 Тебе, Боже, в Троице Единому, честь и слава во веки веков. Аминь.

 

(Отче наш. Радуйся, Мария. Слава Отцу.)

Сайт Кустодии Отдена Братьев Меньших Капуцинов

в Украине и России

http://kap.org.ua/ 

бул. Перова, 1 Б, Киев, 02125, Украина

e-mail: ofmcap.ua@gmail.com