4. ПО СЛЕДАМ ИИСУСА В КАЗАХСТАНЕ


Блаженный Александр (Алексей) Зарицкий

14.04.1966

   "Когда я впервые приехал в Казахстан, священника Александра уже арестовали. Интересная была поездка и незабываемый день. В Алексеевке все было подготовлено, куплены билеты, но Служба Божья длилась дольше, поэтому поезд мы уже не застали. Хелена уехала, а дорого оплаченный билет остался, и вернуться с дороги не очень хотелось. Началось преследование, сначала автобусом или какой-то машиной в Симферополь, затем самолетом в Москву. Все шло замечательно. На поезд из Крыма в Москву нужно было ждать еще долго. В конце концов пришел, но Хелены нет.

   Нет ни при выходе с перрона, ни в залах ожидания. Путешествие с одной станции на другую не дала результата. Кто бы мог подумать, что она так же нетерпеливо ждала на перроне. Пришлось первое такое далекое путешествие преодолеть самому и оказаться на неизвестной станции в осенний слякотный день с одним адресом в памяти. Но Тайынша – это не Ленинград, даже не Симферополь. Мало-помалу добрался на Западную, и это первая интересная встреча. Сразу после Божьей Службы просят пойти к больному. Откуда знали? «Мы видели на улице!»

   Я тогда много слышал об отце Александре (Алексее), о его апостольском рвении и плодах усилий. Затем видел его где-то далеко в одной немецкой семье - на почтительно спрятанной фотографии, которую никогда не забуду. Худощавая аскетическая фигура, смуглое вытянутое лицо, но особенно глаза, которые куда-то смотрели. В даль или в глубину чьей-то души.

   Говорят, что несомненно он апостол-мученик, был таким во время мучительных испытаний, а затем на смертельном операционном столе. Вступать в его следы - не позволить уничтожить плоды того, что он сеял. Или это порыв, или вдохновение от Бога? С одним больным учеником и небольшой подготовкой к апостольскому труду что хорошего можно сделать? Оставь, возвращайся, придет лучше тебя. Боже мой, какой ты добрый: Пришла посылка! Всё! Должен написать Кате, что согрешил, начав жаловаться".

       (Отрывки из дневника "Strzępy" о. Серафима Кашубы OFM Cap)

 

 Отец Серафим долгое время собирался поехать в Казахстан. Вот как он об этом рассказывает:

    «Мысль о Казахстане рождалась долго и постепенно. Первые полученные мной сведения о нем восходят к периоду моей работы в России во время войны. Там находилось много верующих, семьи которых были вывезены в Казахстан. Именно они передавали информацию о тяжелом положении изгнанных семей. Oдна из тамошних верующих терциарок приехала и просила, чтобы я поехал в Шортанды. Однако это было невозможно в течение следующих двух лет.

В Вильно я случайно встретился со священником Прокопьевым Владимиром - греко-католическим священником, который приехал туда, сбегая из Целинограда. Его жизнь находилась в опасности. Это он первый дал мне правильные адреса и очень просил, чтобы я поехал туда на его место ....

    Вот только сейчас это удалось сделать, выехав из Крыма, где была моя хозяйка, у которой была своя семья, мама… Мы должны были вместе поехать туда, чтобы навестить больных и заняться пастырской работой. Меня еще приписали в Крыму, поэтому я собирался только на время туда поехать. Но всё произошло по-другому".

  Отец Серафим не мог предположить, что Божье Провидение определило ему до конца жизни именно это широкое поле деятельности. В Казахстане он сразу почувствовал себя в своей миссионерской стихии. Начал странствующее апостольство среди толп, которые были рассеяны и лишены духовной опеки. Кашуба написал своей сестре: «[...] под ногами целина [от города Целиноград] и болото – а в душе торжественное Te Deum - как всегда, несмотря ни на что». Как же это было на него похоже. Слуга Божий очень обрадовался, получив «посылку» от Кати Блум из Целинограда, потому что в ней «хлеб и вино, которых он так ждал, чтобы отправить Литургию".

  Отец Алексей Зарицкий, о котором вспоминает Кашуба и которого люди знали как отца Александра, вместе с отцом Владимиром был пастырем в Казахстане до приезда в. Серафима. Если бы отец Серафим приехал раньше, возможно, и его встретила бы та же участь. Вот воспоминания об этом священнике написанные Слугой Божьим: "Если католический священник в Казахстане хочет иметь контакт с верными, он должен ограничить себя, а его работа должна быть тайной. Молебны отправляются преимущественно ночью, в надежно спрятанных местах, доступ к которым имеют только посвященные. За ним следят, его преследуют как преступника, а если Господь позволит и захочет - он становится истинным свидетелем-«мучеником». Таким был о. Александр (7).

  Обычно его так называют, но настоящее его имя Алексы (Aleksy, Алексей) - оно больше соответствует его странствующему труду. Он принадлежал к большой группе греко-католических священников, которые за свое единство с Церковью должны были заплатить ценой изгнания вместе с митрополитом Львовским - Слепым .... Они работали в лесах, шахтах и на заводах Урала и Сибири, а когда заканчивалось время ссылки и наказания, предпочитали служить своим оставленным братьям, а не возвращаться в родные края ... Покинув работу на Урале, где он некоторое время находился, отец Зарицкий прибыл через Актюбинск в Караганду и начал активную деятельность по всей огромной территории.

  Бесстрашно и усердно спешил на каждое приглашение. Поездом, самолетом, грузовиком, а когда была необходимость - и пешком добирался до самых отдаленных сел, где еще никогда не было священника. Отец Алексей был настоящим «ловцом душ». Его ревности, полной искренней простоты, не могли противиться даже безбожники. Он мог начать дискуссию в публичных местах, в автобусе или поезде, что свидетельствует об особом даре, который он имел - даре влиять на людей.

...

  Приезда о. Александра везде ожидали, как праздника, но такой день - однако, скорее всего, ночь - выдавался не очень часто, так как велико было пространство его труда. Кроме Караганды, отец обслуживал Акмолинск, Шортанды, Жолтынь, Тайыншу, Петропавловск, Актюбинск и целый перечень других местностей, включая прилегающие деревни, которые он лично объезжал. Даже спустя годы можно было видеть следы его деятельности: этого человека о. Александр учил, а тем уделил таинство венчания или примирил. Тот же, кого отцу Александру удавалось убедить, часто оказывался самым преданным из всей общины. Если есть пример, тогда это нетрудно.

  В Шортанды жила пара терциариев: Лукезе и Бона. Их дом был домом молитвы, столь ревностной, что им удалось пробудить веру в их племяннике, несмотря на то, что вся его семья была безбожной. Этот парень был «уловом» о. Александра - молодой человек, готовый страдать за веру. Когда он узнал, что о. Александра забрали, поехал в Караганду, где плакал под стенами тюрьмы.

  Так закончилась миссия отца Александра. В мае 1961 году верующие тщетно ожидали, что он прибудет в Тайыншы. Не было его также в Акмолинске и Шортанды. Тревожные предчувствия скоро оправдались. Отца арестовали в Караганде прямо на улице, на том месте, на которое указал предатель, который сделал вид, что хочет исповедоваться. Иуда всегда найдется. В начале, как всегда, след священника потерялся, но потом начали поступать скромные вести. Он был осужден на два года заключения. Наверное, проходил тяжелые испытания и потерял здоровье. Но, несмотря ни на что, писал верным радостные письма, желая поддержать их дух. В одном из последних писем он говорил, что Богородица обещала скоро освободить его.

  Освобождение пришло неожиданно. Именно тогда, когда он надеялся увидеться на свободе со своими духовными детьми, он умер во время операции в тюремной больнице. Его могила с простым крестом на уединенном кладбище не может стать предметом культа. Она недоступна и одинока, как и тот, кто покоится в ней. Только время от времени кто-то, движимый и ведомый чрезмерной тоской, потрудится прибыть за много километров, чтобы посетить могилу священника, по следам которого вскоре последовали другие. Через несколько недель после исчезновения о. Александра, на станции Тайынша вышел странник в белом, немного примятом кителе, с чемоданчиком в руке. Так о. Серафим начинает миссию по следам о. Александра, а вернее сказать - по следам Иисуса в Казахстане.

 

(Размышления и комментарии - брат Казимир Гузик OFM Cap)

 


МОЛИТВА ПО ХОДАТАЙСТВУ ДОСТОЧТИМОГО СЛУГИ БОЖЬЕГО СЕРАФИМА КАШУБЫ

 

Боже, Ты одарил Своего Слугу Божьего Серафима достоинством Христова священства,

и благодаря благодати призвания к Ордену Братьев Меньших Капуцинов

позволил ему посвятить все свои силы на Твою славу,

для Твоего Царства и ради спасения человека.

Соделай милостиво так, чтобы мы по его примеру

постоянно совершенствовались в действенной любви к Тебе и Твоей Церкви.

Будь прославлен, Господи, в Твоем Слуге Серафиме, в его жизни и поступках, 

позволь мне утешится его святым заступничеством,

и удели благодать, в которой нуждаюсь……..

 Тебе, Боже, в Троице Единому, честь и слава во веки веков. Аминь.

 

(Отче наш. Радуйся, Мария. Слава Отцу.)

Сайт Кустодии Отдена Братьев Меньших Капуцинов

в Украине и России

http://kap.org.ua/ 

бул. Перова, 1 Б, Киев, 02125, Украина

e-mail: ofmcap.ua@gmail.com